Многих волнует вопрос: Рембрандт - это
имя или фамилия художника? Не волнуйтесь. Это имя. И ударение в нем
правильно ставить на первый слог. А фамилия у него - Ван Рийн.
Эмоции за бешеные бабки
Автор истинного «Ночного дозора» родился
в семье зажиточного мельника. В семье было еще два брата. Но на этом
всякое сходство с известной сказкой кончается - кота в сапогах отец в
наследство никому не оставил. Пришлось зарабатывать себе на хлеб с
маслом - холстом и маслом.
И тут юному Рембрандту дико повезло: он
сразу нашел продюсера. Художника пригрел на груди секретарь принца
Оранского, Константин Гюйгенс. Он, как сейчас принято говорить -
используя административный нажим, буквально выбивал для молодого
дарования крупные заказы от зажиточных бюргеров. Те ругались в душе, но
монеты отсчитывали. А потом Гюйгенс вытряс из казны нехилую сумму на
серию религиозных картин для дворца принца.
Впрочем, уже через пару месяцев бюргеры
перестали скрипеть зубами от жадности. Все поняли, что Рембрандт -
гений. И его полотна стоят гораздо дороже. Очень уж много эмоций
выплескивалось с холстов. Такой эмоциональной насыщенности голландские
художники себе прежде не позволяли. Это были не картины, а яркие
театральные сцены, казалось, вот еще чуть-чуть - и они оживут.
Секрет - в особой передачи светотени.
Рембрандт не боялся экспериментировать - отступать-то некуда, позади
Амстердам, - и создал свою особую, с первого взгляда узнаваемую манеру
живописи.
С Саскией на коленях
В возрасте 23 лет художник Ван Рийн
написал первый автопортрет. Натурщица не пришла, боялась, что приставать
будет. И так Рембрандту понравилось рисовать, глядя в зеркало, что в
дальнейшем он создал более двух десятков автопортретов. В том числе -
ставший знаменитым «Автопортрет с Саскией на коленях»
Многих всерьез волнует вопрос: кто же
такая эта Саския? Опять-таки, не волнуйтесь. Это жена Рембрандта. В 1934
году художник переехал в Амстердам и там женился на красивой дочке
бургомистра. Перед ним тут же открылись двери особняков местной знати. А
через год у художника уже был свой дом на тамошней Рублевке, куча слуг и
мальчик для растирания красок.
Казалось бы, что еще нужно для счастья?
Увы, счастье не бывает долгим. Через год
после рождения сына Саския умерла. Мастер как раз закончил писать с нее
«Данаю» и впал в такую депрессию, что целых три месяца не брал в руки
кисти.
У «Данаи» судьба потом была тоже - не
позавидуешь. Один сумасшедший турист облил картину серной кислотой. И
если бы не мастера-реставраторы Эрмитажа, шедевр был бы навеки утерян.
Но слава нашим художникам-спасателям - откачали Данаю. Теперь на ее
прелестную спину можно полюбоваться в Эрмитаже.
Прорыв в третье измерение
Рембрандта окончательно сгубил «Ночной
дозор». В 1642 году художник получил заказ - написать групповой портрет
амстердамских мушкетеров. Картина должна была украсить новый стрелковый
клуб, так что картину Рембрандт делал с размахом - 4 метра в длину.
Мастер послал подальше все тогдашние каноны голландской живописи и
экспериментировал - изображал людей в движении, ставил их в профиль,
отодвигал на задний план... Но по ошибке отодвинул в задние ряды двух
главных заказчиков картины. И те отказались платить...
Тут уж художник вообще впал в тоску и
пустился во все тяжкие. Он рисовал уродливые и отталкивающие картины,
такие, как «Освежеванный бык», от которой публику тошнило в прямом
смысле слова, или «Похищение Ганнимеда» - его даже нигилист Дидро
называл «отвратительной мерзостью». Амстердам охладел к Рембрандту.
Художник скатился в нищету. Ушел с молотка дом, ушли слуги, ушли даже
мальчики, растиравшие краски.
В знак протеста художник стал
накладывать краски на холст в несколько слоев. Он вообще отказался от
своей знаменитой светотени. И дошел до того, что в обществе стали
рассказывать анекдот: «Рембрандт нанес на портрет столько краски, что
можно было приподнять картину, ухватив ее за нос!» Его картины
напоминали барельефы, они выходили из плоскости и стремились в третье
измерение.
Каждую свеженаписанную картину забирали
кредиторы - за долги. А теперь потомки лавочников и кухарок продают с
аукционов «позднего Рембрандта из семейной коллекции». Кровопийцы!
КСТАТИ
На сегодняшний день в розыске числится
14 полотен Рембрандта, украденных из музеев по всему миру. В том числе
единственный морской пейзаж кисти художника, снятый средь бела дня со
стены в музее Изабеллы Гарднер в 1990 году. Награда за информацию о
каждой из картин колеблется от 100 тысяч до миллиона долларов.
|