Вот, к примеру, Шехерезада начала бы
сказку про Сезанна так: «Жил-был мальчик Поль. И был он великим
чародеем. Но никто в его волшебство не верил. Даже он сам. Пока
однажды...»
В жизни каждого настоящего волшебника должно быть такое «однажды».
Особенно если до этого ты сбежал из
дома, поскольку отец хотел сделать из тебя банкира. Потом дважды с
треском провалил экзамены в Парижскую академию. Был отчислен из школы
изящных искусств за профнепригодность. А еще все девушки на Монмартре
смеялись над твоим смешным провинциальным акцентом и отказывались идти
на свидание.
Тут, знаете ли, любой чародей в своих силах и таланте разочаруется...
Но юный Поль был невероятно упрямым
человеком. Его большой друг Эмиль Золя говорил в шумных компаниях:
«Проще уговорить башни собора Парижской богоматери станцевать кадриль,
чем заставить Сезанна отказаться от принятого решения».
А художник однозначно решил покорить Париж.
Он стал каждый день ходить в Лувр, как
на работу. Копировал картины мастеров эпохи Возрождения. По сто раз
рисовал одно и то же - набивал руку. Причем так точно копировал, что в
2009 году ему бы однозначно дали кличку Ксерокс. А в 2010-м посадили бы
за подделку денежных знаков...
Но тогда, в 1866-м, денег, чтобы платить
натурщицам, у Сезанна в то время не было. Хватало только на яблоки и
груши. Вот их-то юный художник и рисовал. Сделает десяток этюдов до
завтрака, а потом сразу съест. Не пропадать же добру...
Эти самые фрукты-персики Поль Сезанн
принес на выставку импрессионистов. Поставил картину в уголке и стал
ждать. Подходят критики. И клевещут: «Ну кто так пишет! Он что, краску
на холст пальцем мажет? Это не картина, это какая-то штукатурка. Все
пятнами, ужас!»
Слушал это Сезанн, слушал. И однажды -
вот оно, то самое, сказочное однажды! - вспылил. Послал критиков на три
метра. Говорит, вы отойдите от картины подальше, товарищи критики.
Отошли.
И увидели - все пятна сложились в
шикарные фрукты. Выпуклые. Спелые и сочные. Таким позавидует любой
парижский бакалейщик! Вот оно - настоящее волшебство.
Тут уж все начали поздравлять Сезанна с
большим успехом. Называли человеком из породы гигантов. Видимо, в тот
самый миг родились афоризмы «Большое видится на расстоянии» и «Терпение и
труд все перетрут».
Сезанн покорил Париж.
Но, кстати, быстро разочаровался и в
громкой славе, и в импрессионизме в целом. Уехал в родной городок
Экс-ан-Прованс и больше в столицу не возвращался.
И хотя гонорары за картины были
астрономическими - по 3000 экю за каждое яблочко! - натурщиц Сезанн
по-прежнему не нанимал. Экономил. Писал пейзажи, натюрморты, портреты
родственников. Серия картин с совсем уж посторонними девицами - «Большие
купальщицы». Их он писал долгих семь лет. Из окон семейного особнячка
хорошо просматривался дикий пляж. И говорят, страшно не хотел продавать,
даже за очень большие деньги...
Стал ли волшебник счастлив после того
самого «однажды»? Пожалуй, да. Не зря же он написал на старости лет
своему другу Золя: «Знаешь, Эмиль, работа, благодаря которой делаешь
успехи в своем ремесле, достаточное вознаграждение за то, что тебя не
понимают глупцы».
Тут и сказочке конец!
Рубите Шехерезаде голову...
|