Борис Михайлович Кустодиев родился в
Астрахани, в бедной семье священника, кандидата богословия (священники
тоже бывают бедными!). Ему суждено было продолжить богословское дело
отца. Но однажды Борис, будучи уже студентом семинарии, забрел на
выставку художников-передвижников и, потрясенный, вдруг сам страстно
захотел тоже передвигаться по жизни с кистью и мольбертом.
Он стал настойчиво овладевать секретами
живописи у местных художников, а потом вообще бросил богословие и
подался в Петербург, в Академию художеств. Художества Кустодиева сразу
приметил сам Илья Ефимович Репин (Кустодиев в благодарность потом
напишет его портрет).
Человек-праздник
В учении Борис преуспел и вскоре стал
знаменит и востребован. Его картины и портреты отмечают медалями и
денежными премиями на различных российских и международных выставках.
Посыпались заказы. О его популярности красноречиво свидетельствует тот
факт, что он писал даже портрет императора Николая Второго.
Какому-нибудь кубисту, импрессионисту, или тому же Малевичу-то, без
обиды будет замечено мной, поди, не доверили бы такую ответственность!
Кустодиев очень любил рисовать праздники
- особенно почему-то Масленицу. Рождество он совсем не рисовал. И Пасха
в его творчестве не отражена. Про Новый год я вообще молчу. Красоту
разухабистой русской Масленицы он воспел в картинах «Масленица»,
«Гуляние», «Масленичное гуляние» и даже в портрете Шаляпина не мог
удержаться и подрисовал ему сзади Масленицу.
Ода купчихе
Другая его страсть после Масленицы -
купчихи. Никто до Кустодиева так не воспевал купчих. Если бы не он, мы
бы и не узнали, что они такие дородные. А что им не быть дородными на
купеческих харчах-то!
Красоту, силу и величие русской бабы
Кустодиев воспел в картине «Красавица», которая сразу завоевала любовь
мужской части ценителей настоящего искусства, а репродукция картины
заняла достойное и прочное место над кроватями холостяцких общежитий
российских пролетариев.
Но сказавши «а» - говори «б»! Мужики-то
ждут! Останавливаться на достигнутом Кустодиев не собирался, постоянно
работая над этим образом, совершенствуя его, с каждой картиной
приближаясь к недостижимому идеалу. Закономерным продуктом его усиленной
работы в совершенствовании образа купчихи стали картины «Купчиха с
зеркалом», «Русская Венера» (судя по пышным формам не иначе, как
купчиха!), «Купчиха за чаем».
Образ купчихи с каждой новой работой
усложнялся. И наверняка эта галерея была бы продолжена. Художник уровня
Кустодиева может рисовать купчиху бесконечно. Я прекрасно представляю
себе и «Чаепитие купчихи в Мытищах», и «Купчиху на красном коне»,
«Купчиха на Масленице», «Купчиха на открытии второго конгресса третьего
Интернационала», выполненные в блестящей, гротескной, неповторимой
кустодиевской манере.
Это что за большевик?
Почти все его картины исполнены радости
праздника и доброй иронии (кроме разве что картины «Большевик», со
свирепым мужиком, громадными сапожищами топчущим мирных демонстрантов).
Сколько красивых купчих и веселых
Маслениц могло бы еще выйти из-под кисти этого певца русской красоты, но
нелепая смерть прервала работу Кустодиева. Он болел костным
туберкулезом с 1909 года. И навсегда останется загадкой, откуда этот
хворый человек черпал силы, чтобы столько работать. Он постоянно
участвовал в многочисленных выставках, сотрудничал со множеством
журналов, занимался скульптурой, оформлял спектакли, уличные праздники,
рисовал марки, карикатуры, шаржи, иллюстрировал книги и даже играл в
театре.
Умер он 26 мая 1927 года в холодной,
полутемной квартире в Петрограде, до последнего мига земной жизни
работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха». Увы! В этом
эскизе вы уже не найдете ни одной купчихи.
Со смертью Кустодиева закатилась эра
мечтательных и томных купчих, но зато пришло время мускулистых и
мужественных строительниц светлого социалистического будущего...
|