В фильме Милоша Формана «Призраки Гойи»
упомянутый испанский художник, как ни странно, не является главным
действующим лицом. Он стоит несколько в стороне, предоставляя зрителю
возможность глазами великого живописца наблюдать вполне зубодробительную
историю, разворачивающуюся в мрачные времена испанской инквизиции,
свергнутой жестокими наполеоновскими штыками. Форман сделал своими
главными героями «призраков» Гойи - людей, вдохновлявших его на портреты
или их заказывавших. Вот монах Лоренцо, разделяющий священный ужас
инквизиции перед серией его офортов «Каприччос» - и вправду чрезвычайно
некомплиментарных по отношению к человеку как к образу и подобию Божию.
Словно желая соответствовать его
кровавым гротескам, инквизиция решает поддать жару - и вот уже на дыбе
корчится прелестная девушка, любимая модель художника.
На том простом основании, что
отказалась в таверне от свинины, а это верный знак того, что она
является прислужницей дьявола. Носитель этого мракобесия сбежит во
Францию и обернется несколько лет спустя поборником «либеральных
свобод», сбросившим с себя религиозные вериги проповедником свободы,
равенства, братства...
Не нужно смотреть фильм Формана, чтобы
убедиться в современности и своевременности страшноватых полотен Гойи. В
них до сих пор легко усмотреть и всегдашний мрак, коренящийся в
человеческом сердце, и кретинизм любой тоталитарной власти - светской
или религиозной, и оставшиеся неизменными с тех давних времен механизмы
ее репрессивного воздействия.
При абсолютном, пугающем реализме сюжетов Гойи трудно не прочитать в них иной, парадоксальный, почти сюрреалистический смысл.
Нет, он не всегда был безжалостным
обличителем человеческих и общественных пороков. Он писал
жизнеутверждающие жанровые сценки, он обслуживал королей и использовал
женщин отнюдь не только в качестве натуры для своих многочисленных
обнаженных и одетых «мах». Но прогрессирующая глухота не располагала ни к
эротической эйфории, ни к радужному восприятию этого лучшего из миров.
Тем более не располагали к оным местные
феодально-церковно-инквизиторские порядки и пришедшая им на смену
наполеоновская оккупация, означавшая лишь изменение вектора репрессий.
Когда звуки окружающего мира постепенно померкли, краски Гойи
сгустились. Гладкопись классического рисунка сменилась царапающей
резкостью графики, свет в последнем напряжении столкнулся с мраком и был
в результате им поглощен. Но оглохший в политических катаклизмах Гойя
не ушел в себя, не отвернулся от беспросветного трагизма жизни. Он
изобрел себя заново - в том числе как человека и гражданина. Именно это в
итоге и сделало его великим художником.
|