...К тому времени, когда пришло
исполненное отчаяния письмо Ван Гога с призывом бросить все и ехать в
Арль, Поль Гоген пребывал в полном расстройстве чувств. И дел. Не
хотелось браться за кисть, денег не было вовсе. Не на что купить билет
от Бретани до Прованса - через всю Францию дорога лежала... А Винсент в
Арле ждал его в нетерпении, своими руками побелил стены и потолок в
небольшом доме, который снял для себя, купил широкую, удобную кровать
для друга и свято верил: приедет Поль, и вся жизнь, нескладная,
издерганная неуверенностью в самом себе и одиночеством, от которого
деться некуда, - все это уйдет и уже не вернется. Деньги на дорогу он
Полю выслал.
Гоген приехал, и все ему здесь не
понравилось. Даже и дом, где жить предстояло, даже и комната, столь
заботливо обихоженная другом. Гоген приехал уже с зарядом внутреннего
неприятия всего, что его ожидало. Он безжалостно, не выбирая выражений,
разнес последние работы Винсента, грубый рисунок и краски, которые легли
на полотна с вызовом всему окружающему. Только «Подсолнухи» заставили
его замолкнуть на время. Потом произнес: «Вот это - цветы...»
Взял кисть на свою беду...
Отчего же он явился таким взвинченным на отчаянный призыв друга?
Оттого, что все не ладилось у самого.
Отслужив по призыву на флоте, Гоген поступил на службу в банк и очень
быстро сделался процветающим биржевым маклером. И, кажется, все и дальше
катилось бы как полагается - он женился, работа нравилась, - как раз по
его характеру человека с быстрой реакцией, делового и предприимчивого,
способного рискнуть, если понадобится, если бы... Если бы в 25 лет он не
взял в руки кисть. Она выявила яркий, самобытный талант. И Винсент
сразу, без промедления на осмысление всяких сомнений, его оценил и
признал.
В Арле они принялись ссориться с самого
первого дня. В полной растерянности от внезапных и бескомпромиссных
нападок Поля Ван Гог писал брату Тео: «Наши дискуссии чрезвычайно
«наэлектризованы», и после них иногда чувствуем себя такими же
опустошенными, как разряженная электрическая батарея». Да если бы только
эта расслабляющая опустошенность...
Роковой портрет
Подошел с холодными дождями ноябрь, с
выматывающими душу ветрами. В Бретани холоднее, конечно, но там не было
этих дубящих ветров, и Гоген в который раз пожалел, что послушал
Винсента и поехал к нему. Ничего хорошего из встречи не получилось...
Гоген с болью отмечал состояние друга, который надолго уходил в себя,
куда-то устремлялся, спешил, порывался что-то делать, а потом, придя в
себя, ничего не помнил и с недоверием выслушивал то, о чем Поль
говорил... Такие припадки становились все чаще и чаще.
В один из дней, когда оба были спокойны и
небо над Арлем расчистилось, Гоген написал портрет Винсента в своей
манере - порывистой, в противоречивом звучании красок. Винсент долго его
рассматривал, потом сказал: «Это, без сомнения, я. Ты написал меня
таким, как видишь. А на этом портрете изображен безумный человек». Они
были вдвоем, и никто не слышал, что Гоген ответил ему.
Потом случилось то, что Гоген не мог
забыть и помнил до конца жизни. Винсент с безумным, остановившимся
взглядом пошел на него, замахнувшись раскрытой бритвой... Круто
развернувшись, Гоген ушел. Он не видел, как Винсент этой бритвой
отхватил себе ухо и залился кровью...
Ван Гог лежал сутки в беспамятстве.
Потом, придя в себя, какое-то время никого не узнавал. Через день ему
сообщили, что Гоген уехал в Париж. Больше они никогда не встречались.
К черту импрессионизм!
Выставки, которые Гоген устраивал в
Париже, одна за другой проваливались. В Копенгагене - бешеный успех, в
Париже - молчание. Молчит, словно заговоренная, пресса, пусты салоны, с
неимоверным трудом заполученные для проведения выставок. Гоген понял,
что необходимо все это бросить, чтобы остаться одному, вдали от Парижа и
от людей, которые не понимают его. Он отрекается от импрессионистов,
потому что те использовали цвет, как он считал, исключительно для
декоративных эффектов и не умеют свободно им пользоваться: «Они ищут то,
что доступно глазу, и не обращаются к таинственным глубинам мысли...»
В начале 1895 года, взяв самую малость
из необходимого, он снова уезжает на Таити. И там, через восемь лет
одиночества, в обиде на весь мир, уходит из жизни.
Ван Гога давно уже нет на свете. А портрет тот, написанный в Арле, остался. И он там - живой.
|