«Рождение Венеры» не только лучшая из
картин Боттичелли - это лучшая из всех картин на свете. Между тридцатым и
сороковым годами своей жизни Сандро Боттичелли написал прекраснейшую из
картин, существующих на земле», - писал почти сто лет назад
восторженный Павел Муратов в книге «Образы Италии».
И вслед за Муратовым трудно поверить,
что ее автора в свое время забыли: он умер в бедности и четыре столетия
считался, ну... просто таким известным в свое время второстепенным
художником. Его слава померкла в сравнении с Леонардо и Рафаэлем. Заново
его открыли только в конце XIX века - и уже в начале века ХХ Боттичелли
стал невероятно популярен. В этот период о нем публиковалось больше
книг, чем о любом другом художнике в истории.
Роковые страсти
Он родился 1 марта 1445 года. На самом деле его звали более пышно: Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.
Юность он провел учеником в мастерской
замечательного художника фра Филиппо Липпи. В 25 Сандро уже сам считался
серьезным мастером и получал солидные заказы. Флоренцией в годы его
молодости и зрелости правило семейство Медичи, и Боттичелли оказался к
нему близок. Главной красавицей Флоренции в те годы считалась Симонетта
Веспуччи: говорили, что у нее был роман с Джулиано де Медичи, младшим
братом правителя города Лоренцо Великолепного. Симонетта умерла в 22
года от чахотки, и это стало потрясением для Флоренции: тысячи людей
отправились в траурную процессию. Джулиано был заколот ровно два года
спустя, день в день, в результате заговора Пацци. Боттичелли дружил с
Джулиано и был влюблен в Симонетту (он завещал похоронить себя у ее ног,
так в итоге и было сделано). Именно Симонетта и Джулиано изображены на
его знаменитом полотне «Венера и Марс». У Венеры на его самой известной
картине тоже лицо Симонетты.
Картина в жертву Савонароле
Карьера Боттичелли развивалась прекрасно
- в частности, ему в какой-то момент поручили расписать Сикстинскую
капеллу в Риме. Но в начале 1490-х Лоренцо Великолепный умер, а его
преемник оказался никудышным правителем... Новым властителем дум во
Флоренции быстро стал мятежный проповедник Джироламо Савонарола, в
которого Боттичелли поверил. Савонарола был принципиальным фанатиком,
обличавшим людские пороки (еще он ненавидел науку и сжигал на кострах
«развратные» книги и «аморальные» произведения искусства). Боттичелли и
сам отправил в огонь несколько своих «греховных» картин (Венеру, правда,
уберег, спалил несколько не самых лучших эскизов). А в тех полотнах,
которые он продолжил писать, не было больше языческих Венер и прекрасных
златокудрых женщин.
Лучшая картина на свете хранится ныне во
флорентийской галерее Уффици, и около нее собираются толпы туристов:
она стала одним из символов итальянского Ренессанса.
Сандро - это сокращение от имени, а botticelli - прозвище, которое ему придумали в детстве.
В переводе на русский имя великого живописца звучало бы примерно как «Саня Бочоночек».
|