Я стоял у входа в галерею Оранжери.
Передо мной и за спиной клубилась очередь таких же халявщиков -
любителей пейзажа и натюрморта. Служители в форменных тужурках и
картузах, прохаживаясь поодаль и зачем-то переставляя стойки ограждения,
снисходительно посматривали на это странное скопление людей.
Что я здесь делаю и зачем пришел? Ну
правильно, День музеев, когда во все парижские очаги культуры пускают
бесплатно, несколько сэкономленных евро можно будет потратить потом на
кофе и круассан... Успокаивало и то обстоятельство, что напротив, на
другом берегу Сены, очередь в музей Д’Орсэ была раза в три больше, а в
конце парка Тюильри перед входом в Лувр и вовсе не протолкнуться...
Почему мы вообще ходим на выставки живописи и в картинные галереи?
Для меня это всегда было загадкой.
Понятно - искусствоведы, которые что-то
там видят в игре света и тени, глубине мазка, композиции и экспозиции,
проекции, перспективе и чем-то там еще. Ну а мы, простые смертные?
Неужто только для того, чтобы потом в компании таких же дилетантов можно
было глубокомысленно произнести: «Я видел Клода Моне»? Чтобы прослыть
если не за умного, то за приобщенного, что ли...
Я его видел! В той самой галерее
Оранжери, получившей свое название от старой королевской оранжереи.
Панно в нескольких овальных залах под стекляным куполом (потолок в музее
специально снесли несколько лет назад) - кувшинки, кувшинки,
кувшинки... Совсем разные - белые, розовые, желтые, - потому что Моне
рисовал их ранним утром и днем, при закате солнца и в дождливый вечер.
Благо что ходить ему на пленэр далеко не нужно было - пруд с японскими
кувшинками Моне сам соорудил рядом с домом в местечке Живерни, где он
провел с перерывами почти полвека и где похоронен. Там же он посадил
ирисы, вишню, анемоны...
Вообще за свою долгую жизнь - почти 86
лет - Клод Моне написал много картин. Так что его работы есть во многих
странах. В России - например, в Пушкинском музее и Эрмитаже. Но все
равно - убежден! - смотреть его нужно в Париже. Потому что только там,
например, в музее Д’Орсэ, цикл «Руанский собор» пронизан особым
национальным светом и смыслом. Когда старый собор, написанный с одной
точки, но в разное время суток, озарен таким разным французским солнцем.
Ну а про кувшинки в Оранжери я уже написал...
Так все-таки зачем мы ходим в
художественные галереи? Может быть, там мы ищем свой личный идеальный
мир - такой, каким для меня является тот самый пруд Моне с экзотическими
растениями?
Конечно, это только часть мира - его
маленький уголок, где я хотел бы жить. Для меня есть еще Густав Климт с
его подчас доходящими до китча хаосом и яркостью, и Эгон Шиле с его
вызывающей, предельно откровенной чувственностью.
И это тоже мой мир.
|