Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
29.03.2024, 01:10
Nataliya Tori и всё для творческих людей
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
рассказы о художниках [33]
рассказы о художниках

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика

Главная » Статьи » Всё о художниках » рассказы о художниках

Как Куинджи красил забор для Айвазовского

Быть знаменитым некрасиво?

Художник Архип Иванович Куинджи (1842 - 1910) - русский Моне, полузабытый еще при жизни гений, миллионер, который кормил сотни бедных художников и сам жил как бедняк - всегда делал только то, что хотел. И никак не заботился о своей великой славе. А она была - в самой середине жизни, что редкость. Но после феерического успеха своего главного шедевра  - «Лунной ночи на Днепре» - Куинджи вдруг решил замолчать. Почти на двадцать лет! С тех пор на его новые полотна смотрела только жена. Быть знаменитым некрасиво? Удивительно, но сам художник так и не объяснил своего поступка. Не оставил ни мемуаров, ни переписки... Можно лишь  предположить, что успех, слава напоминали Куинджи птиц, которых он годами кормил и лечил на крыше своего питерского дома. Они улетают - и опять возвращаются, когда захотят. Так стоит ли суетиться?

Первый русский импрессионист

Несмотря на своих предков, крымских греков и турецкую фамилию, Архип Иванович считал себя исключительно русским художником.  Учился у Айвазовского,  учил Николая Рериха. Хотя, по воспоминаниям, учителем  Айвазовский был неважным: только и доверил, что растирать краски и однажды  поручил  юноше покрасить ему забор! Сам Куинджи, спустя годы, учеников своих любил трепетно и, по признанию Рериха, повадками  напоминал индийского гуру.

...В школьные годы чудесные ни в одной из библиотек родного города найти хоть что-то о творчестве или жизни Куинджи  лично мне так и не удалось:  реферат накрылся, я ужасно расстроилась.  «Уж лучше взяла бы передвижников!» - посочувствовала тогда библиотекарша.

Нет, Куинджи не был под запретом, скорее считался малозначительным, потому что не обличал, как передвижники, пороков кровавого режима, не бил в набат, а был «всего лишь» первым русским импрессионистом. А между тем это был поступок:  позволить себе  просто радоваться жизни, ее красоте, цветам и краскам, вместо того чтобы без конца  оплакивать тупую, унылую действительность, в годы художественного диктата передвижников считалось почти неприличным!

Кстати, самая большая коллекция Куинджи сегодня находится в Русском музее Петербурга. И по соседству с «упрямым греком» - все те же властители дум  эпохи Добролюбова  и народовольцев: мрачные, темные краски, безысходность и такая тоска, что жить не хочется! И вдруг - взрыв цвета, почти ощутимое дыхание речного ветра...  Это «Вечер на Украине», маленький пейзаж - один из первых, который принес в 1878 году шумную  славу «новому» Куинджи.          

Еще одно таинственное место на земле, которое манило Куинджи и куда он возвращался, - остров Валаам, суровое прибежище святых старцев на Ладожском озере. Именно туда он отправился с молодой женой и свадебное путешествие, чуть не  закончившееся плохо: пароход налетел на камни, они чудом не утонули.

Его лунная соната

А потом наступил 1880 год - и весь Петербург словно сошел с ума. Куинджи показал свою «Лунную ночь на Днепре» - всего на два часа по воскресеньям  он открывал для желающих свою мастерскую.  Народ валил валом, опасались давки.  Куинджи называли мистификатором,  некоторые даже пытались обнаружить позади холста  спрятанный светильник  - таким ослепительным и нездешним был его лунный свет... Даже обвиняли художника в связях с нечистой силой.

Судьба этой картины трагична. Еще до окончания выставки «Лунную ночь...» за огромные деньги купил великий князь Константин Константинович. И чуть не погубил. 

Отправляясь в кругосветное плавание, великий князь пожелал взять картину с собой на фрегат.  Когда об этом в Париже узнал Тургенев, то пришел в ужас.  Иван Сергеевич лично пытался отговорить К. К. от такого безумия, но не получилось...  Опасения оправдались: шедевр под действием морских испарений стал темнеть - и безвозвратно... 

Но даже сейчас, глядя на  «Лунную ночь...» (или то, что от нее осталось), незаметно впадаешь в гипнотическое оцепенение, которое пережили все, кто ее когда-либо видел. Невольно закрадываются мысли: зачем, спрашивается, вообще нужен человек, если и без него все так совершенно в мире?  Если есть отдельное от нас, непостижимое, глубокое небо, вбирающее в себя  и Бога, и реку, и сияющий лунный свет?

Жаль, что мы так и не поймем этой шутки Создателя...  Хотя, наверное, даже самой совершенной красоте для чего-то нужны восхищенные зрители. А значит, и художники. Такие, как Архип Куинджи.

 

Категория: рассказы о художниках | Добавил: Maila (24.01.2011)
Просмотров: 483 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта

Календарь

Copyright MyCorp © 2024