Быть знаменитым некрасиво?
Художник Архип Иванович Куинджи (1842 -
1910) - русский Моне, полузабытый еще при жизни гений, миллионер,
который кормил сотни бедных художников и сам жил как бедняк - всегда
делал только то, что хотел. И никак не заботился о своей великой славе. А
она была - в самой середине жизни, что редкость. Но после феерического успеха
своего главного шедевра - «Лунной ночи на Днепре» - Куинджи вдруг
решил замолчать. Почти на двадцать лет! С тех пор на его новые полотна
смотрела только жена. Быть знаменитым некрасиво? Удивительно, но сам
художник так и не объяснил своего поступка. Не оставил ни мемуаров, ни
переписки... Можно лишь предположить, что успех, слава напоминали
Куинджи птиц, которых он годами кормил и лечил на крыше своего
питерского дома. Они улетают - и опять возвращаются, когда захотят. Так
стоит ли суетиться?
Первый русский импрессионист
Несмотря на своих предков, крымских
греков и турецкую фамилию, Архип Иванович считал себя исключительно
русским художником. Учился у Айвазовского, учил Николая Рериха. Хотя,
по воспоминаниям, учителем Айвазовский был неважным: только и доверил,
что растирать краски и однажды поручил юноше покрасить ему забор! Сам
Куинджи, спустя годы, учеников своих любил трепетно и, по признанию
Рериха, повадками напоминал индийского гуру.
...В школьные годы чудесные ни в одной
из библиотек родного города найти хоть что-то о творчестве или жизни
Куинджи лично мне так и не удалось: реферат накрылся, я ужасно
расстроилась. «Уж лучше взяла бы передвижников!» - посочувствовала
тогда библиотекарша.
Нет, Куинджи не был под запретом, скорее
считался малозначительным, потому что не обличал, как передвижники,
пороков кровавого режима, не бил в набат, а был «всего лишь» первым
русским импрессионистом. А между тем это был поступок: позволить себе
просто радоваться жизни, ее красоте, цветам и краскам, вместо того чтобы
без конца оплакивать тупую, унылую действительность, в годы
художественного диктата передвижников считалось почти неприличным!
Кстати, самая большая коллекция Куинджи
сегодня находится в Русском музее Петербурга. И по соседству с «упрямым
греком» - все те же властители дум эпохи Добролюбова и народовольцев:
мрачные, темные краски, безысходность и такая тоска, что жить не
хочется! И вдруг - взрыв цвета, почти ощутимое дыхание речного ветра...
Это «Вечер на Украине», маленький пейзаж - один из первых, который
принес в 1878 году шумную славу «новому» Куинджи.
Еще одно таинственное место на земле,
которое манило Куинджи и куда он возвращался, - остров Валаам, суровое
прибежище святых старцев на Ладожском озере. Именно туда он отправился с
молодой женой и свадебное путешествие, чуть не закончившееся плохо:
пароход налетел на камни, они чудом не утонули.
Его лунная соната
А потом наступил 1880 год - и весь
Петербург словно сошел с ума. Куинджи показал свою «Лунную ночь на
Днепре» - всего на два часа по воскресеньям он открывал для желающих
свою мастерскую. Народ валил валом, опасались давки. Куинджи называли
мистификатором, некоторые даже пытались обнаружить позади холста
спрятанный светильник - таким ослепительным и нездешним был его лунный
свет... Даже обвиняли художника в связях с нечистой силой.
Судьба этой картины трагична. Еще до
окончания выставки «Лунную ночь...» за огромные деньги купил великий
князь Константин Константинович. И чуть не погубил.
Отправляясь в кругосветное плавание,
великий князь пожелал взять картину с собой на фрегат. Когда об этом в
Париже узнал Тургенев, то пришел в ужас. Иван Сергеевич лично пытался
отговорить К. К. от такого безумия, но не получилось... Опасения
оправдались: шедевр под действием морских испарений стал темнеть - и
безвозвратно...
Но даже сейчас, глядя на «Лунную
ночь...» (или то, что от нее осталось), незаметно впадаешь в
гипнотическое оцепенение, которое пережили все, кто ее когда-либо видел.
Невольно закрадываются мысли: зачем, спрашивается, вообще нужен
человек, если и без него все так совершенно в мире? Если есть отдельное
от нас, непостижимое, глубокое небо, вбирающее в себя и Бога, и реку, и
сияющий лунный свет?
Жаль, что мы так и не поймем этой шутки
Создателя... Хотя, наверное, даже самой совершенной красоте для чего-то
нужны восхищенные зрители. А значит, и художники. Такие, как Архип
Куинджи.
|