- Саврасова уже давным-давно не было в этом мире, когда он с того света заманил меня в журналистику.
Вышло это так. Я учился тогда в пятом
классе, а на уроке русского языка надо было написать сочинение по
картине художника. Учительница развесила на доске несколько линялых
цветных репродукций, среди которых была и «Грачи прилетели». Ее я и
выбрал. Может быть, потому, что веселые грачи, для которых я каждую
весну мастерил с отцом скворечники, сразу обжили и мою пацанячью душу?
Потому, что такая же, как на картине, старенькая церковка за окном школы
расплескивала по округе певучие колокольные звоны? А под заждавшимися
тепла березами и покосившимися заборами таял снег - уже сероватый,
похожий на бабушкино столовое серебро...
Мама до самой смерти хранила тетрадку с
тем моим сочинением. Одна фраза в нем была жирно подчеркнута: «Глядя на
такую картину, еще больше хочется жить».
Я получил тройку за грамотность и
пятерку с плюсом за содержание сочинения. Его восхищенная учительница
прочитала классу и сказала, что у меня есть задатки журналиста. Так и
напророчила.
Благодаря Саврасову через 10 лет я стал корреспондентом дивизионки...
Саврасовские грачи много лет
сопровождали меня по курсантским казармам и офицерским общежитиям,
прокуренным редакционным кабинетам. А потом случилась история, которую я
не могу вспоминать без улыбки. Саврасов вместе со мной оказался и в
Генштабе, где я в свое время служил. А произошло вот что...
Было это в начале лихих 90-х. Офицерам
Генштаба после 3-месячной задержки выдали получку. На радостях в конце
рабочего дня было устроено тайное застолье. Потом я с двумя лучшими
друзьями-полковниками решил залакировать это дело в скверике у
кинотеатра «Художественный». А там зашел разговор о высоком: в приемной
начальника ГШ долго висела картина Саврасова «Грачи прилетели». Мне
часто приходилось сидеть с документами в приемной, и я каждый раз
обнаруживал на картине новые детали, которых раньше не замечал. Вот я и
сказал своим захмелевшим друзьям, что однажды под саврасовскими
березками узрел в снегу... горлышко бутылки.
Один из моих друзей повертел пальцем у виска, намекнув на перепой.
Это меня взбесило. Решили забить пари.
На литр коньяка. Но как рассудить, прятал ли бутылку в снег Саврасов или
нет? Стали звонить в семьи и просить домашних поискать в книжках копию
«Грачей» и бутылку под березкой. К выяснению истины подключались все
новые сослуживцы, бабушки, дедушки, сестры, братья, дети и даже
любовницы. У моей жены выраженная заплетающимся языком просьба душевного
отклика не нашла. Время шло, но бутылку под грачами никто не замечал.
Была идея вернуться в Генштаб и рассмотреть картину. Но мы вовремя
остановились. Решили идти в Пушкинский музей. Потому что он ближе к
Генштабу. А там нам сказали: «Валяйте в Третьяковку». Пришли. А там все
закрыто. Подходит милиционер, выясняет, в чем дело. Смеется. Говорит:
«Товарищи офицеры, вы уже свою бутылку нашли. Советую двинуть домой».
Мой друг уговорил его сходить посмотреть картину. Тот возвращается:
«Нет, все уже на охране. Позвоните нашему музейному искусствоведу».
Звоним. Искусствовед настороженно
молчит. Потом как заорет: «Да вы понимаете, бесстыжие, что творчество
великого Саврасова с водкой несовместимо!»
Пришлось мне выставлять литр коньяка.
Приезжаю домой, хватаю книгу о нашей живописи и лихорадочно ищу бутылку. А в глазах все двоится.
...Утром я взял здоровенную лупу и через нее исследовал каждый миллиметр репродукции картины Саврасова.
И что вы думаете? Бутылка есть! Между
двумя березами (ровно посередине!) горлышко торчит! Готов спорить с кем
угодно. Хоть на цистерну коньяка.
Когда я в Третьяковке показал однажды старенькой смотрительнице горлышко бутылки на картине Саврасова, она удивленно ответила:
- 30 лет работаю, а такого не замечала!
Саврасов, кстати, и в журналистике меня
много раз выручал. Как-то пришлось писать материал о том, что на ремонт
штурмовиков Су-25 (их в ВВС называют «грачами») не хватило денег, я
озаглавил его «Грачи пролетели».
Саврасов подсказал...
|