Как бы вызывающе это ни звучало, но в
России нет художника популярнее Васнецова. Никакие
Рафаэли-Рубенсы-Леонардо и рядом не стоят с сыном сельского попа из-под
Вятки. Любой россиянин знает (и даже любит!) его творчество не хуже
экскурсовода Третьяковки.
Стоит назвать любое из лучших
произведений Васнецова, и оно тут же встанет перед глазами, что у
академика, что у слесаря, который чинит этому академику водопровод.
Причем каждая из картин и сегодня, через сто с лишним лет после
написания, вызовет в душе живой отклик.
Вот просто ради эксперимента.
«Иван Царевич на Сером волке» . И сразу
как живые - царский отпрыск и санитар леса с печальными физиономиями
куда-то везут сквозь чащобу какую-то девицу. Ну а что изменилось? Кто в
семнадцать лет не катал девушку на папиной «девятке»?
«Аленушка» . Пожалуйста - сидит
расстроенная красавица на камне. То ли милый не пришел, то ли братец
Иванушка оказался полным козлом. В общем, размышляет, топиться или нет.
Жизненно? Еще как! Разве что в те былинные времена тестов на
беременность еще не было, а так все как сегодня.
«Витязь на распутье». Здоровенный детина
на лошади тычет в камень копьем, пытается прочитать, что там на нем
написано. Но у камня, наверное, что-то с кодировкой, потому что шрифт
вообще нечитаемый. Да у нас по сей день на дорогах такие камни
развешаны, шансов разобрать на указателе, куда ехать, ноль! Распутье -
наша тема на века.
«Богатыри» !!! Поднимите руку, у кого
дома (у бабушки, тети, тетиной бабушки) не висела дома репродукция? Три
здоровых мужика вглядываются в даль: нет ли кого, кому можно было бы
навалять за землю русскую? При этом есть сильное подозрение, что мужики
только что выпили. Да, скорее всего, и выпили, иначе чего бы Илюше так
воинственно хвататься за меч. Знакомо? А то! У нас в каждом дворе такие
богатыри сидят.
В общем, смотрим в Васнецова как в
зеркало и в каждой картине узнаем себя. Народность творчества - полнее
некуда. В чем же секрет?
В том, что Васнецов одним из первых
просек неисчерпаемость былинной темы? Но не он один рисовал
царевен и богатырей. Вот только мало у кого получалось так, что глядишь и
веришь: сейчас запросто Иван Грозный сойдет со своего портрета и так
даст посохом, что мало не покажется.
«Я люблю народ не снаружи, как мои коллеги, - отвечал на вопросы о секрете своих картин сам Васнецов. - Я сам и есть народ».
Кстати, и человек он был - самый что ни на есть наш. С предприимчивой жилкой, но порой пропадающий в элементарных ситуациях.
Так, решив бросить вятскую семинарию и
ухать в Питер (в 70-е годы XIX века Петербург был «не резиновый»),
Васнецов написал две картины и не просто продал их (ну за сколько
продашь работы неизвестного художника?), а устроил лотерею. В результате
чего заработал денег на поездку. Но, приехав в Питер и сдав экзамены в
Академию художеств, учиться не пошел. Просто потому что не понял, что
зачислен на курс. Год прозанимался в школе Общества поощрения
художеств, а на следующий год пошел и поступил заново.
Зато потом были и медали академии, и
выставки, и признание, и заказы с тысячными гонорарами. И после него
осталось что-то по-настоящему востребованное не кучкой интеллектуалов, а
целым народом. Зря, что ли, богатыри, Аленушки и серые волки смотрят на
нас отовсюду: от марок и спичечных коробков до ковров и конфетных
коробок.
|